Биография
(19.07.1893 — 14.04.1930).
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил
лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода
кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской
гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и
двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й
классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из
V класса в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале
1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев
проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г.
как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов
(1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял
начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает
партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911
г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где
знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея",
который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в
феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища
за публичные выступления.
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе
"Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его
стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест
русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В.
Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось
нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и
прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с
Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным,
Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным
и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба
портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя,
Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое
влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для
Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из
четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия
"Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами
большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки,
снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен
литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве
первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как
мычание" (1916).
В
1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в
автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены
Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он
переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА
(Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как
художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА").
В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное
Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский
связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в
"Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел
романтический характер. Маяковский и в советское время оставался
футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть
коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого
фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает
несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет
очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика
демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)"
(1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929
гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка
Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он
много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных
аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих
произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По
городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).
Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его
поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль
своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия
"Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в
штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым
актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917),
третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918,
второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым
актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич
Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп"
(1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе
вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо
поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения
Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к
тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют
крупные произведения поэта.
Художественный
мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в
себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии,
эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т.
д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его
главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует
заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего трагедийны.
В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и
назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению
человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не
просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием
жизнестроительства.
Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя,
выражающего устремления всего человечества, на место Бога —
одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради
людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к
людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для
того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны
быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя
всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший
свое выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в
штанах": ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш
строй", "долой вашу религию" — четыре крика четырех частей". Любви,
искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский
противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о
социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех
отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы
после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке"
Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка,
"тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры",
чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя
"сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать,
что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего — но не
сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.
В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и
мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли
богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются
трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой
трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя,
Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем
Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к
женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В
поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной,
разделенной любви, а в поэме "Война и мир" — праздник братского
единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел
разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла
любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную
действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и
устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных
идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества,
трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю
Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти
денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство,
подчинить себе волю и разум людей.
В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит
революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в
отличие от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует
социальное сознание и творческие возможности революционных масс,
которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей,
покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора,
самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу
лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет
жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят
фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием
"громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную
энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий
Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной
системе трагических двойников поэта: медведя,
комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на
самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный
метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви,
страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека
природного, стремящегося занять место Бога.
В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский
изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия,
славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет",
внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт
романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию.
Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского
общества, грозящие ему смертельными болезнями.
После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но
вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых
показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе:
перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой,
"аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление
власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов
вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что
основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и
приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей
человека. В поэме "Во весь голос" Маяковский называет настоящее
"окаменевшим говном", а реализацию своего идеала Человека переносит
в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".
Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской
критики.
В
феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация
пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его
друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной
драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали
отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться
встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928),
с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело
Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир
Маяковский". |